|
|
||
|
|
ПРОФЕССОР Фрайбургского университета Йорг Штадельбауэр принадлежит к числу крупных зарубежных специалистов по бывшему Советскому Союзу и странам-наследницам. Их экономической и социальной географией он занимается уже более 35 лет. За эти годы он побывал, что называется, "на месте" не менее 25 раз и опубликовал более 100 работ по экономическим и социальным проблемам географии этого макрорегиона. Его кандидатская диссертация посвящена Туркмении (1962), а докторская - аграрной географии Закавказья (1979), поэтому появление обобщающего труда было естественно и логично.
Штадельбауэр начал работать над книгой об СССР со второй половины 80-х годов. Однако когда она была уже готова, объект изучения распался на 15 стран. Поневоле "рассыпался" и набор. Сегодня писать об этом регионе, сетует автор в предисловии, значит подвергаться риску не поспеть за стремительными переменами и оказаться в положении, когда каждая новая корректура уже безнадежно устарела. В то же время именно географическая составляющая остается одной из немногих если не констант, то по крайней мере устойчивых компонентов его развития.
Казалось бы, способ переработки текста очевиден. Достаточно охарактеризовать "Союз нерушимый" до его распада и после, а затем - описывай каждый кусок по привычным страноведческим схемам. Немецкий ученый выбрал иной, куда более сложный, но в то же время продуктивный и новаторский путь - анализ крупных проблемных блоков по всему ареалу бывшего СССР. Описания сопровождаются множеством конкретных примеров и иллюстраций на любом уровне - от горского аула до республики в целом.
Соответственно 660-страничный фолиант структурирован следующим образом: 1. Пролегомен: введение и концептуальные размышления; 2. Пространство и политика: государство, хозяйство и общество как части единой системы; 3. Пространство и общество: население и поселения в Советском Союзе и странах-наследницах; 4. Пространство и история: российская экспансия и конкурирующие силы; 5. Пространство и природа: природные потенциалы и ограничения хозяйственного использования; 6. Пространство и хозяйство: организация и достижения народного хозяйства в Советском Союзе и наследующих ему странах; 7. Глобальные стимулы и региональное развитие: страны-наследницы бывшего СССР в контексте глобальных проблем. Такое, не вполне традиционное, членение книги дает автору дополнительный ресурс гибкости: исходный материал систематизирован и работает на целое.
Заключительный раздел книги озаглавлен так: "Будущее в прошлом? Постоянное и переменное в пространственных структурах". По мнению автора, шанс на последовательное системное реформирование бывшего СССР как единого целого был упущен в 1987 г., т.е. при Горбачеве. И до сих пор во всем этом ареале ощущается сквозной, объединяющий фон, некая универсальная атмосфера: пошатнувшаяся промышленность, едва теплящееся сельское хозяйство, повсеместное экологическое неблагополучие, распад социальных механизмов и гарантий. Вместе с тем на гигантском пространстве бывшей империи нашлось достаточно места для новых государств с самыми различными историческими ориентирами: от прозападного постиндустриализма до чуть ли не феодального средневековья. Даже внутри одного государства, такого как Россия, например, отмечаются подчас не просто растущие социально-экономические диспропорции или стремительно изменяющиеся тенденции (например, в направлениях внутренних миграций - ныне устремленных с северо-востока на юго-запад), но и противоположные траектории развития (например, Ульяновская и Нижегородская области).
Способность Й.Штадельбауэра систематически искать, находить, воспринимать и перерабатывать самую разнообразную информацию восхищает. Сырьем и топливом для книги служило буквально все: солидная российская статистика (единое статистическое пространство бывшего СССР до сих пор не воссоздано), публикации и доклады коллег, многочисленные журнальные и газетные заметки, впечатления от поездок по странам СНГ и Прибалтике. Заметное преобладание при этом российского субстрата, на мой взгляд, не только закономерно, но и оправдано тою стержневой ролью, какую Россия и сегодня играет на бывшей "одной шестой земного шара".
Вместе с тем новаторский, структурный подход к проблеме сочетается у автора с традиционным способом подачи материала: четыре ступени иерархии текстов, 60-страничный список использованной литературы, географический регистр. Особо следует сказать об оформлении книги: в ней 81 черно-белая иллюстрация, в основном - карты (картами являются и пять цветных вкладок). Они посвящены следующим сюжетам: территориальное развитие Российской империи и СССР, административное деление стран-наследниц бывшего СССР, физико-географическая и этнолингвистическая дифференциация территории, а также экономико-географичеcкая характеристика Российской Федерации.
Книга Й.Штадельбауэра (Дармштадт, 1996) вышла почти одновременно с монографиями двух других западных ученых: француза Жана Радвани - "Новая Россия. После 1991: новое "время беды"" (Radwanyi J. La nouvelle Russie. L`apres 1991: une nouveau "temps de troubles". Paris, 1996) и канадца Джеймса Батера - "Россия и постсоветская сцена: географическая перспектива" (Bater J.H. Russia and the Post-Soviet Scene: a geographical perspective. Waterloo, 1996). Эти издания, конечно, заслуживают отдельного рассмотрения.
В то же время на фоне западных монографий становится особенно заметным отсутствие аналогичных обобщений (не исследований!), сделанных учеными из России или других стран СНГ. Кто поднимет "перчатку", брошенную западными коллегами?..
|
|