Известный исследователь творчества Булгакова, автор "Булгаковской энциклопедии", Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН сделал попытку по-новому осветить непростой жизненный и творческий путь М.А.Булгапкова. Он раскрывает тайны таких шедевров, как: "Мастер и Маргарита", "Бег", "Дни Турбиных", "Мольер", - широкую эрудицию писателя, прекрасное знание им истории христианской философии и мистической литературы. Соколов также рассматривает отражение в булгаковских произведениях современной ему жизни, ряд реальных прототипов его героев, в том числе и некоторых известных политических деятелей, рассказывает о сложных взаимоотношениях Булгакова с властью.
Из всех писателей 20-х - 30-х годов нашего века Михаил Булгаков является наиболее известным. Это происходит не столько благодаря биографии, из которой вспоминают обычно его письма Сталину и единственный телефонный разговор с тираном, сколько благодаря гениальным произведениям, главное из которых - "Мастер и Маргарита". Каждому следующему поколению читателей открываются новые грани романа. Вспомним хотя бы "осетрину второй свежести", и придет на ум печальная мысль, что вечно в России все второй свежести, все, кроме литературы. Булгаков это как раз блестяще и доказал. А вот "Дни Турбиных", "Бег", "Мольер", "Александр Пушкин" отходят на второй план, чтобы, быть может через десятилетия, сверкнуть алмазом в чьей-то незаурядной постановке подобно тому, как пробудился интерес к "Белой гвардии", к мыслям писателя о судьбах России и русской интеллигенции ставшим актуальными после краха коммунистического режима в СССР и в свете переживаемого Россией смутного времени. Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом загадка. Неясны его политические взгляды, отношение к религии, эстетическая программа. Литературно-критических статей, за редкими исключениями, он не писал, в письмах о политике и эстетике ничего не говорил, позднейшие воспоминания современников создавались с оглядкой на цензуру; осторожна и вдова писателя Елена Сергеевна Булгакова в своих дневниках. Правда, чудом уцелел сожженный, но возродившийся, как феникс из пепла, булгаковский дневник 20-х годов, и главное - его произведения, в которых писатель за свою короткую жизнь успел выразить себя до конца, до самого дна души, точно под взглядом всевидящего и всезнающего Воланда.
Можно сказать, что Булгаков прожил три жизни. До 1919 года Михаил Афанасьевич - врач, только изредка пробующий себя в литературе. В 20-е годы он уже профессиональный писатель и драматург, зарабатывающий на жизнь литературным трудом и осененный громкой, но скандальной славой "Дней Турбиных". Наконец, в 30-е годы Булгаков - театральный служащий, поскольку существовать на публикации прозы и постановки пьес уже не может - не дают. В это десятилетие он пишет "в стол", без расчета на немедленную публикацию и создает нетленный шедевр - "Мастера и Маргариту". Будто три разных человека жили. А ведь один и тот же, только вынужденный по-разному приспосабливаться к жизненным обстоятельствам, по-разному выражать свою творческую сущность.
Все комментарии присылайте на info@kvest.com
|
|