Город Диаспар представляет собой незаурядное решение действительно большинтва, если не всех, социальных проблем. Сам город сделан (слово "построен" тут явно не годится) из самовозобновляющегося материала, а это значит, практически вечного. Управляется компьютером, который не только контролирует жителей города, но и является по существу их "родителем". Дело в том, что в модели утопии Кларка нет смерти как таковой. Сознание людей записывается в память компьютера и хранится вечно, а мерть, то есть исчезновение из мира живых, не более, чем длительный, в тысячи лет, сон, а затем следует пробуждение -- рождение, и восстанавливается часть прежней памяти о бывших "воплощениях". [...] В селении Лиз все сохраняется по-старому, но у людей возникли новые качества, вроде телепатии, что за миллиард лет явно маловато.
Но в городе и селении живут в общем довольные собой люди. Равновесие нарушает появление Олвина, что, впрочем, тоже запрограммировано создателями города. Герой-одиночка, переворачивающий судьбу целой цивилизации, стал уже шаблоном для научной фантастики. Но повествование держится все-таки не на герое-одиночке., а на теме космоса. Интересен экскурс в прошлое, сделанный теми самыми крупными конспективными мазками: человечество уже выходило в космос и многого достигло, ученые даже создали из самого пространства и времени нематериальный Разум, их творение выступило против жизни, оказалось "безумным", и в борьбе с ним Империя истощила силы, но заключила безумный мозг в "черное солнце" на карю Галактики. В противовес ему был создан еще один сверхмозг, тоже нематериальный, но изначально добрый и предназначенный для грдущей схватки с безумным мозгом.
Во всей этой картине ощущается какая-то мощь, сила, на глазах,можно сказать, ворится мифология. Хороша, например, такая деталь: часть человечества вернулась на Землю и отвернулась от космоса, другая часть, услушав некий зов (!), покинула галактику, и умчалась в глубины Вселенной."
Геннадий Ануфриев, Станислав Солодовников
Моя оценка -- 6/10.