Теоретически, рецензент должен обращать внимание только на те книги, которые - в том или ином смысле - стали событием для широкой читательской аудитории. Сборник Сергея Лукьяненко "Отложенное возмездие", почти полностью состоящая из переизданий, таким событием, возможно, в полном смысле и не станет, но что поделаешь - он стал событием для меня. Здесь, впервые под одной обложкой, оказались собраны четыре самые ранние, но уже отнюдь не ученические повести этого весьма многообещающего автора, включая те самые вещи, которые в 199. году сделали Сергея самым молодым обладателем премии "Старт", и эта книга дает нам возможность ознакомиться первым этапом творческой биографии одарённого писателя. Hесомненно, уже тогда, в конце восьмидесятых, не смотря на незначительные стилистические ляпы, а порой и откровенное подражательство - как в "Желтых кораблях", повести, тщательно и с немалым вкусом стилизованной "под Крапивина" - в текстах Сергея проглядывал тот оригинальный авторский талант, выразившийся в неожиданной остроте, яркости и (что, на мой взгляд, несколько противоестественно для таких типов, как напрамер Драко, один из холодных и бесчеловечных Драконов, хозяев постъядерного пепилища, сумевших выжить благодаря полному отказу от человеческих представлений о зле и... "противоположном понятии" в заглавной повести) привлекательности психологических характеристик персонажей, сделавший автора обладателем уже двух "Интерпрессконов" - правда, пока только за рассказы, но ведь все еще впереди... Именно тщательность и любовь, с которыми прописана внутренняя эволюция и развитие характеров героев - главное, что подкупает в ранних повестях Лукьяненко. Кроме того, автора выгодно отличает от многих коллег изобретательность и - опять же! - любовь, с которой в его повестях и рассказах прописаны самые мельчайшие детали, столь необходимые для создания цельного, законченного образа нового, непривычного для читателя мира - такие, как биоиндикатор искренности в руках у юного аэронавта в "Пристани..." или казенная "шапка" документов в чудесном рассказе "Именем Земли", с которого, собственно, и начался сегодняшний Лукьяненко. Единственное, что несколько настораживает - это та, на мой взгляд, несколько излишняя острота конфликтов во всех четырех повестях и в двух из рассказов сборника, совершенно не обязательная по-моему для мастера психологической прозы уровня Лукьяненко. Я имею в виду Войну - скрытую и явную, бутафорско-праздничную и обыденно кровавую, придающую остроту и динамизм действию, но одновременно и притупляющую чувтва читателя. Да, конечно, не писать об этом сегодня (да и тогда, пять-шесть лет назад) просто невозможно - но слишком уж навязчиво звучит эта тема в произведениях писателя, который если и не является пацифистом в полном смысле этого слова, то по крайней мере весьма сдержанно относиться к армейской мишуре, что явствует из его лучших книг.
Впрочем, все это никоим образом не умаляет блестящего таланта Сергея Лукьяненко, одного из наиболее многообещающих фанатстов пост-перестроечного поколения - и самого, на мой взгляд, интересного из склоняющихся к "жёсткой нф" авторов, пришедших в фантастику за последние пять-шесть лет.