Жанр: Фантастика Как и для многих других книг последнего времени, для сборника повестей и рассказов петербургского писателя Святослава Логинова, получившего широкую известность после появления романа "Многорукий бог далайна", эпитет "долгожданная", на мой взгляд, является самым подходящим. Hе то чтобы все произведения, составившие этот том увидели здесь свет впервые, но сам тот факт, что многие из этих вещей наконец-то вышли в настоящем, серьезном и многотиражном издании не может не порадовать любителей фантастики. В прозе Логинова - и в особенности, на мой взгляд, именно в малой прозе - органичным образом сочетается с одной стороны характерное для всех выпускников Семинара Бориса Стругацкого высокое профессиональное мастерство, которое в состоянии дать только богатый литературный опыт, а с другой - глубокая эрудиция и способность находить тему для разговора не только и не столько среди злободневных проблем дня сегодняшнего. И если первое можно назвать характерным, но, увы, отходящим в прошлое признаком прозы фантастов "четвертой волны", к которым принадлежит Логинов, то второе скорее свойственно более молодым его коллегам, которые сегодня только начинают свой творческий путь. Hужно отметить и еще один момент, несколько отличающий стиль Логинова от стиля большинства авторов его поколения. Это отсутствие нервозности, повышенного эмоционального накала, пронизывающего текст и передающего ощущения героев, постоянно находящихся на грани психологического срыва. Короткие рубленные фразы, наползающие друг на друга, сбитый ритм, какофония образов и ассоциаций - это очень сильные и очень интересные литературные приемы, и как приемами Логинов прекрасно ими владеет (взять хотя бы такие едва ли не лучшие рассказы сборника, как "Мед жизни", печатавшийся ранее в алма-атинском журнале "Миры", или нашумевший в свое время рассказ "Страж Перевала"), но, в отличие от некоторых своих коллег, он не старается строить свои произведения только на одних этих, достаточно утомительных и для автора, и для читателя приемах. Многие вещи, вошедшие в книгу (включая чудесную новеллу "Ганс Крысолов", представляющую собой оригинальную версию легенды о Гаммельнском крысолове, почти реалистический цикл "Замошье", новую повесть "Яблочко от яблоньки" или рассказ "Monstrum Magnum") начисто лишены излишней нервозности, но едва ли это их портит. Hам же остается только надеяться, что это не последний из сборников Святослава Логинова, включающих произведения средней и малой формы, признанным мастером которых он является.