Только что появился и сразу стал хитом продаж новый совместный труд знаменитых красноярцев Михаила Успенского и Андрея Лазарчука "Гиперборейская чума". Поклонники этих писателей знают, что опыт соавторства не первый: в той же питерской "Азбуке" в прошлом году увидел свет их роман "Посмотри в глаза чудовищ". Там главным героем был поэт Николай Гумилев, не расстрелянный в 1921 году, но спасшийся, получивший доступ к эзотерическому знанию - и, естественно, получивший таких противников, которые этому знанию соответствуют. Тогда личность главного героя и причудливый сюжет привлекли к роману множество читателей и критиков: не было, кажется, ни одного глянцевого журнала, который бы не высказался по поводу этой ярко "засветившейся" книги.
Новый роман красноярцев не менее причудлив. В жанровом отношении он представляет собой бредовую, буквально чумовую смесь детектива, "альтернативной истории", антиутопии и еще десятка литературных ингредиентов. Кажется, нынешний читатель вполне уподобился известному Гекльбери Финну, который не мог есть отдельно мясо, отдельно суп, отдельно гарнир, но любил, чтобы в миске все было перемешано. Вкусы этого персонажа, как мы помним, сформировала помойка. Всякая аналогия, конечно, хромает, но нельзя не отметить, что книжный рынок, по бедности издателей заполненный однодневной макулатурой, примерно это собой и представляет. Тем более вызывает уважение, когда по-настоящему талантливые литераторы, работая на этом поле и принимая действующие тут законы, делают их источником не слабости, но силы. Вот, казалось бы, в "Гиперборейской чуме" есть все, чем славен масскульт: и ритуальные убийства, и путешествия во времени, и красотка, владеющая восточными единоборствами. Однако все это неузнаваемо преображено - что важно, не через пародию! Произведение Михаила Успенского и Андрея Лазарчука насыщено, во-первых, хорошим языком, который сам наживает в тексте неординарную образность, и во-вторых, тем, что применительно к литературе неточно называют философией. "Гиперборейская чума" - это ментальный снимок нашего времени, странная нетка, к которой, как это бывает в настоящей литературе, подходит не одно, но множество зеркал.
В центре романа помещается любопытный феномен: розыскное бюро "Аргус", которое в известной мере калькирует детективное гнездо знаменитого Шерлока Холмса. В роли гениального сыщика выступает некто Кристофер Мартович Вулич, у которого вместо дедуктивного метода сильнейшая экстрасенсорика, позволяющая ему, просто медитируя на крыше своего многоэтажного дома, разыскивать пропавшие вещи, а также чувствовать разные психопатогенные зоны и их исходные факторы. В роли доктора Ватсона выступает военврач Иван Стрельцов, прошедший Афган и набравшийся там не только крутости, но и горького человеческого опыта. Но самое, может быть, ценное достояние "Аргуса" - это их миссис Хадсон, она же Дора Хасановна Шварц: железная старая большевичка, женственность которой выражается в том, что она, в духе своего времени, меняла как перчатки знаменитых и приближенных к власти мужей. Как сотрудник Спецотдела ОГПУ, она курировала ряд сверхзасекреченных научных проектов, в том числе "Лабораторию 5-зет", где и была создана машина путешествий во времени. Через своего предпоследнего мужа Дора Хасановна знала и о существовании тайной ветки правительственного метро...