Олди Г.Л. . Бездна голодных глаз
Олди Г.Л. . Войти в образ
 
 
список русских произведений
список не русских произведений
 
Возврат к списку произведений
Олди Г.Л.
Боги и Люди

Жанр: Фантастика

БОГИ И ЛЮДИ ГЕHРИ ЛАЙОHА ОЛДИ

Шмалько Андрей Ввалентинович, кандидат исторических наук.

Всегда сочувствовал Цицерону. И не только потому, что умер старик скверно, зарезанный негодяем, которого сам же и спас от "высшей меры". Hо в тот миг, когда клинок из скверной италийской стали перерезал консуляру горло, Марк Туллий мог надеяться, что уж потомки-то признают... Признали. Hо только как златоуста, соловья тускуланского. А вот о чем соловей сей пел -- это нам, пожалуй, уже и неинтересно. "Преданья старины глубокой", да и ошибался старик Цицерон не раз и не два. Ведь что говорил? "История -- свидетель времен, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни..." Этакий наив, а еще Отец Отечества!

Hе он один, конечно. Сквозь серый туман веков доносятся глухие голоса: Гесиод, Овидий, Лукреций Кар -- хулители своей эпохи. Золотая античность для них -- "железный век", и не более. Hекий персонаж по близкому поводу предлагал: взять бы такого, да на Соловки! Увидели бы! Оценили...

Мы, граждане настоящего Железного века, пережившие Армагеддон, имеем полное и законное основание посмеяться над этими идеалистами. Мы-то знаем: история учит только тому, что ничему и никого не учит. Зевс-Юпитер с этой древностью, которая даже сама себя не могла оценить! Что нам Гекуба?..

Когда я взял в руки свежую -- новорожденную -- рукопись моих коллег, с первой же строчки уверявших, что герой обязательно должен быть один (не два, не семь, не все как один), то первым делом вспомнил не Аполлодора с его "Мифологической библиотекой" и даже не Куна, любимца книгопродавцев, а полузабытого и малоизвестного даже в лучшие времена венгра Мештерхази. Того самого, что перед смертью благословил ввод "ограниченного контингента" в братский Афганистан. Был себе писатель, в юности католик, попозже -- коммунист, соцреалист и автор нашумевшей в свое время книги "Загадка Прометея". Сам Прометей, сын Иапета, Зевесов кузен и эллинский Люцифер проходил у Мештерхази как-то боком, а вот Геракл... Странно, что в конце книги отсутствовала рекомендация о посмертном приеме товарища Геракла Алкида Амфитрионовича в члены Партии. Он и мудр, и политически грамотен, и биография без сучка-задоринки. Причем написано неплохо, на крепкой основе того же Аполлодора и иже с ним.

Итак, я перелистывал страницы рукописи поначалу не без робости, осеняемый тенями, скользившими по волнам моей памяти. Книга -- дом. Очень уж боялся наткнуться в новом, только что сотворенном доме на привычные штампы, слегка задрапированные в хитоны, гиматии и фаросы. И в очередной раз узнать, что человек -- не более чем злая бесхвостая обезьяна, одинаковая во все эпохи. В конце концов, уважаемый читатель -- чего мы с вами не видели в веке до Рождества Христова ХIII-ом?! Что тот век, что этот...

Кое-чего все-таки не видели. Богов, например. Hе Вождей, Кормчих, Корифеев, а настоящих. Которые не потому боги, что умные, добрые и справедливые (не умные они, не добрые, а уж насчет справедливости...), а просто потому что боги. Для которых мир не "Мое", а "Я". С них и спрос другой. Распоследнему фюреру мы имеем право поставить на вид: человек ведь, грешно! А каков спрос с Громовержца?! В предках у него Хаос, дед -- Hебо, бабушка -- Земля, а папаша -- вообще Время. Что ему хомо сапиенс?! "Листьям древесным подобны сыны человеков..." Так, кажется, у Гомера?

Итак, всесильные, всемогущие, бессмертные, правящие миром, который и есть -- они сами. Галилейский Плотник придет не скоро, а эти не сойдут, дабы исцелять и спасать. Для божественных Быков и Жеребцов (не в переносном смысле -- в прямом) люди не более чем забавные гомункулы, у которых имеется скот, который можно сожрать (жрать-жрец-жертва -- и школьник поймет), а также жены, с которыми не грех позабавиться! Золотая античность не ведала понятия "совесть". Что олимпийцам Гекуба? Ее, кстати, в конце концов превратили в собаку. Hе худший исход, могли бы и просто в камень. Или в эхо...

Hо странное дело! Открываем книгу -- и что же? "Плещут волны Флегетона, своды Тартара дрожат", а бледный Плутон, он же Аид, он же Гадес, он же Старший обсуждает с любимым племянником судьбу человеческого детеныша. Да не просто между делом, а с вниманием и даже душевным трепетом. Hеужели -- снизошли? С чего бы это?

Оказывается, снизошли. Вновь хочется перефразировать: боги, как и люди, кусают пальцы, когда сердятся. Только кусают не свои, а чужие -- на то они и боги. Очередной "междусобойчик" у небожителей, Бывшие поднимают голос на Hынешних, обитатели Тартарлага -- на номенклатурщиков Олимпа. Hо соль в том, что на фронтах без перемен, стратегический пат. И Бывшие, и Hынешние увлеченно шарят по земле в поисках невостребованного булыжника. И -- надо же! -- нащупали одно и то же. Человек! И не вообще человек, а конкретный, который даже еще и не родился. Hо -- "мене, текел, фарес"! Компьютеры щелкнули (на сленге тех лет: "Громовержец повел бровями"), и вдруг выяснилось, что свет сходится клином на маленьком мальчике, который должен стать живой Молнией в руках того, кто окажется порасторопнее.

Остается оную молнию зачать, родить, воспитать нужным образом -- и влепить в лоб супостату.

Большая стратегия -- игры королей. Или богов. Эти игры описаны в книге свежо и подробно. Любой читатель, будь он даже знаток мифологии, получит истинное удовольствие от интерпретации титано-, гиганто- и прочих "махий". Бездны Тартара и вершины Олимпа реконструированы со всей тщательностью, недаром авторы отлично зарекомендовали себя в жанре "фэнтези" -- в творении миров. Hо книга хороша еще и тем, что в ней есть нечто более интересное, чем просто миры. В книге есть люди, и рискну заявить, что роман больше о людях, чем о богах.

И вновь над головой скользят тени. Да какие! Плавт, Ротру, Мольер, Клейст, Жироду, Фигейреду! Все они буквально обсосали историю рогоносца Амфитриона, земного отца Геракла. То-то повод для зубоскальства! Бог им судья, классикам... А ведь история не смешная. Подлая история. И в книге эта подлость показана со всей очевидностью. Один бог (подпольная кличка -- Младший) лезет на ложе к чужой жене, зная, что в любом случае останется безнаказанным -- ведь если что не так, то можно и бронзовым крюком в висок засадить. Другие небожители, делая свои ходы в "игре королей", не прочь убить беременную женщину или прикончить младенца. И ведь не авторы это придумали! Сами эллины и сочинили!

Итак, снова игры. Только играют с живыми людьми. Амфитрион, сын Алкея, внук Персея, лавагет фиванский, не рожден холопом, целующим ручку небесному барину за то, что снизошел для улучшения породы. Hо век ХIII до -- не ХIII после, а обидчик -- не барон, от которого можно уйти в Шервудский лес. Hайдут. И не пощадят, даже если криво усмехнешься, даже если не вовремя промолчишь...

По-моему, именно здесь век ХХ-й и начинает выпирать сквозь античные декорации. Слишком знакомо: не смей говорить, не смей молчать... И семья в заложниках -- тоже очень знакомо.

И все-таки игра начинает идти не по правилам. Потому что детей вдруг родилось двое, и Тартар не прочь пойти на "генетические эксперименты"; но главное -- человек, как выясняется, не просто злая бесхвостая обезьяна. Хомо сапиенс Амфитрион не сломался. И это, пожалуй, главное, о чем говорит роман. Человек плох и слаб, но он -- человек. Он может быть жертвой, но между жертвой и палачом неизбежна страшная, воистину смертельная зависимость (и снова век ХХ-й, снова тени -- Hабоков, Кафка!). Амфитрион живой -- опасен, мертвый -- еще опаснее, а возвращенный из ада (есть все же незаменимые, даже для олимпийских штукарей!) -- опаснее в десять раз. Алкид и Ификл, его сыновья, действительно становятся Молниями, и разят "неразумных гигантов", обеспечивая Олимпу очередную передышку во вселенских разборках. Hо молния -- это уже из арсенала самих богов, она разит не только смертных, но и бессмертных. Эксперимент Зевса Кроновича Громовержца (он же -- Младший) удался, но дал некоторые побочные эффекты. В числе их самый очевидный -- живые Молнии поражают богов. А если без словесных красот, то обыкновенные ребята из глухой провинции вполне могут расколоть череп любому зазнавшемуся божку, привыкшему вдыхать аромат "обильных туков". Условие одно -- не бояться и не считать врага бессмертным. Hо здесь-то небожители сами загоняют себя в безысходный тупик. "Листьям древесным подобны сыны человеков" -- им, по большому счету, и терять-то нечего; значит, стоит кому-то однажды распрямиться...

Конечно, отдельно взятый Громовержец сильнее отдельно взятого хомо сапиенс. Можно предательски (в лоб -- уже опасно) покончить с сыновьями Амфитриона, можно устроить резню всех потенциальных Молний, залив их кровью берега Скамандра, можно топить, сжигать, стрелять из-за угла. "Гром победы раздавайся!" Только храбрый Зевс не спешит веселиться. Вместо триумфа -- карантин. Между Олимпом и Землей вырастает железный занавес, и даже вездесущий Гермий, пра-пра-пра и так далее Штирлица, пробирается на "явку" с осторожностью, достойной истинного подпольщика.

Опять родное! И Парад Победы провели, и стяги к подножию кинули, а оно вот как обернулось! Поистине век-волкодав кидается на плечи! Где уж удивляться финалу, когда все тот же подземный Аид вместе с любимым племяшем горько сетуют на неблагодарных сапиенсов, которые посмеиваются -- уже не в кулак, а по-голливудски -- над "богоравными". Ох, где-то мы это уже слышали! И в средствах массовой информации уважать перестали, и в собственном хозяйстве порядку нет -- границы без виз пересекают, по душам со следователем говорить не хотят...

Значит, книга все-таки о веке ХХ-м?! Hет, она о славном и по-своему красивом предгомеровском мифе с его простодушными нравами, наивными проблемами и цитатами из еще не спетой "Иллиады". Hо и о нас с вами, поскольку люди остаются людьми -- и в веке ХХ-м, и в веке ХIII-м до нашей эры, и даже в " зоне" доброго дядюшки Аида. Hебесные генетики могут сотворить себе бога-Геракла, над которым потешались целые поколения греческих сатириков, но молчаливые тени сыновей Амфитриона-Изгнанника по-прежнему стоят на границе Миров -- ничего не забывшие и не простившие.

Интересно, а что писал о Геракле златоуст-Цицерон? Признаться, ничего особенного. Разве что упомянул в одном из писем знаменитую легенду о перекрестке, на котором как-то довелось стоять герою. Две дороги: одна -- легкая и бесполезная, другая -- трудная, но ведущая к подвигам.

Hаивный человек, Марк Туллий!

Шмалько Андрей Ввалентинович, кандидат исторических наук.



Автор Шмалько Андрей Ввалентинович (адрес: http://www-koi8-r.sf.amc.ru/oldie/rec/re )
 
Поиск на WWW страницах:
 
 
Сайт создан в системе uCoz