Новая книга петербуржской писательницы Нины Катерли замышлялась как первая в серии фантастических и иных книг, выпускаемых под эгидой альманаха Бориса Стругацкого Петербург. XXI век." Книга явно получилась не чересчур фантастической -- и упаси вас Бог понять это как претензию. Книга хороша (мы говорим сейчас не о макете, а о содержании). Другое дело, что она не рассчитана на вкусы фэндома, но это уже горе фэндома, а не автора.
Нина Катерли относится к писателям того ряда, который состоит из писателей нерядовых. 60-70-е годы породили в отечественной литературе интереснейшее направление, которое называют то бытовой фантастикой, то фантастическим реализмом (трактовка этого термина, принятая большинством исследователей, слегка отличается от той, которую дает Борис Стругацкий -- его понимание фантастического реализма несколько шире, но речь не об этом). В этом направлении плодотворно работал Житинский до того исторического момента, когда он понял, что рок-н-рол мертв: вершиной его трудов стал совершенно великолепный роман "Потеряный дом, или Разговоры с милордом". Вадим Шефнер привнес в это направление лиричность и своеобразное умение "зависать над реальностью". Приблизительно такой же реализм исповедует и Катерли.
В книгу вошли две повести и три рассказа. Давшая название сборнику повесть "Сенная площадь" состоит из сюжетно взаимосвязанных зарисовок с натуры -- зарисовок скорее портретно-характерных, нежели событийных. Ко всем героям своим Катерли относится с любовью и пониманием -- даже дураки и сволочи описаны у нее со своеобразной нежностью. Иногда создается ощущение, что автор как бы извиняется за них: мол, не виноваты они, гражданин читатель, что такими их сделали... кто? -- а вы, будто, не знаете... Повесть "Червец" -- уже другая проза. Здесь есть сюжет, который автора,-- это очень чувствуется,-- сковывает: события разворачиваются вокруг появления на свалке возле некоего НИИ огромного ленточного червя, которого руководство НИИ пытается выдать за зримый результат своей деятельности. Повесть, определенно, задумывалась автором как сатира, но формально сатирический персонаж там только один -- многоликий товарищ Пузырев, воплощающий в себе недремлющее око как самый компетентный орган.
Остальные герои, от алкоголика-слесаря до профессора, блистательно реалистичны и как-то слабо соответствуют якобы сатирическому настрою. У рецензента даже родилась мысль, что именно товарищ Пузырев стал заглавным персонажем повести -- но нет, не стоит делать такие натяжки. Это не пойдет на пользу ни читателю, ни повести.
Впрочем, я сомневаюсь, что имеет смысл расписывать достоинства составивших сборник произведений. Они хороши сами по себе. От полного совершенства их спасает только одно: они слишком умны для большинства фэнов. С чем мы их и поздравляем.
Сергей БЕРЕЖНОЙ "Интеркомъ" #4 (93)