Наумова Марина . Три четверти века
Никитин Юрий . Далекий светлый терем
 
 
список русских произведений
список не русских произведений
 
Возврат к списку произведений
Нестеренко Юрий
Время меча

Жанр: Фантастика

Средневековые королевства и эмираты, заговоры и путешествия, турниры и битвы, рыцари и наемные убийцы, принцы и пираты, маги, эльфы, зомби... Казалось бы, типичная фэнтези, каковой ныне в изобилии завалены прилавки (тем более что и вышел роман в серии "Фантастический боевик" издательства "Альфа-Книга"). Но при внимательном прочтении уже после первых страниц закрадывается подозрение, что это не совсем так, а может быть, и совсем не так - каковое подозрение в дальнейшем только усиливается. Приключения героев (описанные, впрочем, по-настоящему увлекательно) - это лишь первый, самый простой слой романа. Слоем номер два можно назвать ироническое глумление автора над классическими канонами фэнтезийного жанра: вместо могучей магии - магия умирающая, почти полностью ушедшая из мира, и, соответственно, вместо мудрых и сильных чародеев - карикатурный образ старого ворчуна Зендергаста (аллюзия на толкиеновского Радагаста?); вместо героя, спасающего принцессу - героиня, спасающая принца! (который, в свою очередь, одержим страстью вовсе не к ней, а к науке), и т.д. Трудно не заметить авторскую усмешку за пассажами типа "гномы - всего лишь измельчавшая мутация троллей" или подробным естественно-научным описанием русалок (которые "вовсе не самки, а гермафродиты"), камня на камне не оставляющем от привычного романтического образа.

Но, несмотря на все эти элементы, несмотря на разбросанные по тексту шутки и иронические замечания, "Время меча" - это отнюдь не юмористическая книга. "Я писал не пародию и не сказку. Это реалистический роман, насколько может быть реалистичной фантастика" - пишет сам автор в предисловии ("интродукции"), читать которое он, впрочем, не рекомендует до знакомства с самим романом. Действительно, и мир книги, и характеры героев выписаны очень живо и реалистично. Юная графиня Элина Айзендорг, менее всего похожая на томную барышню из высшего света, сын свергнутого тирана Редрих Урмаранд, яростно сражающийся против несчастливой судьбы, холодный, поглощенный наукой принц Артен, не лишенный, однако, человеческих черт, загадочный спутник и покровитель Элины Эйрих, трогательный и печальный эльф Йолленгел, последний из своего народа... Они не делятся на "хороших" и "плохих", "светлых" и "темных"; это не схематические фигурки, не пешки на доске - к ним проникаешься симпатией, им сочувствуе! шь, за них переживаешь. И враги их, как выясняется, тоже отнюдь не напоминают канонического "Черного Властелина"...

Но психология героев и их непростых отношений - тоже не последний слой романа. Распад великой империи и последовавшие за ним бедствия, тоска по прошлому, где не было свободы, зато был порядок и забота властей о каждом подданном - ничего не напоминает? Недаром в устах средневековых персонажей звучат выражения типа "генеральная линия" или "вертикаль власти". Впрочем, философские проблемы, поднимаемые романом, шире и глубже простой аллегории современной российской действительности. Кто вправе определять путь человечества? Легко ли выбирать между золотой клеткой и опасной свободой? Какую цену приходится платить за прогресс - и за отказ от него? Существуют ли вообще добро и зло? На эти вопросы предстоит отвечать и героям, и читателю.

http://books.rusf.ru/unzip/add-on/xussr_mr/nestey0 3.htm http://www.rusf.ru/books/add-on/xussr_mr/nestey03. zip



Автор viator@email.ru (адрес: viator@email.ru )
 
Поиск на WWW страницах:
 
 
Сайт создан в системе uCoz