Мы подошли к первому крупному произведению Клайва Баркера - роману "Явление тайны".
"Память, предвидение и фантазия -
в прошлом, будущем и кратком промежутке
между ними - составляют единый мир,
живущий одним бесконечным днем.
Знание этого - Мудрость.
Умение этим пользоваться - Искусство."
Удачно, что началом для романа становится Ситуация. Письма без адреса, собранные в центре великой страны - кто сомневается, что в них сокрыты тайны? Здесь и сейчас сошлись честолюбие и загадка. Ключ повернулся в замке и завертелась карусель жизни для немолодого уже Рэндольфа Эрнеста Джейфа.
"Ясно было пока лишь одно: мир не таков, каким он кажется. Господствующие повсюду силы (власть, религия, медицина) не смогли целиком взять его под свой контроль".
Мы с вами тоже это знаем, не так ли? Можно ли сказать, что инициация действия вызывается "синхронностью", в том смысле, в каком употребляет это слово Баркер? Во всяком случае, неизбежно то, что за моментом инициации лежит Путь. Где он проходит - в вашем воображении, по дорогам страны или по континентам другой реальности - не столь важно. Бывает и так и этак. Некоторые знают Цель, к которой они идут.
"Должна быть другая сторона жизни, где секс и убийство, и печаль, и голод вновь обретут новизну - но чтобы достичь ее, нужно сделаться Творцом, обновить себя и свой мир".
Но место творца оказалось занятым. Субстанция и Искусство могут постоять за себя. Доступ к ним трудно получить даже самым амбициозным смертным. Джейф отказался выпустить в мир нового повелителя. Он сам хотел стать им. И начал искать другой ключ к Тайне.
"Целью Флетчера было лабороторное создание живых организмов, как и Джейф, он считал, что богов можно обокрасть."
Итак, наркоман Флетчер оказался гением. Существо, которое он создал, само было богом. Скорее всего, в том смысле, что обладало способностью Творить. Кто еще смог бы вселить дух в животное, обезьяну?
Но этому богу не было дела до Добра и Зла. И вот явились боги этих идей - Флетчер и Джейф. Началась борьба. Равные, они не могли добиться победы. Мечты и кошмары людей крутились и исчезали в водовороте битвы без следа. И тогда богам пришлось обратиться к людям.
Вещь большая, на сегодня достаточно.
Продолжим.
Простые американцы, Такие средние. Какую помощь они могут оказать богам? Есть ли у них мечты, есть ли у них кошмары? А что, спрошу я вас, простые американцы уже и не люди? И что это за манера - навешивать ярлыки?! Пусть их бегают со стаей. Так или иначе, битва продолжилась.
Через много лет, когда подросли дети "избранниц" богов. Юноша и девушка. Полюбили друг друга. Кто мог этого ожидать? Неприятность. Надежда и опора не хочет драться за идеалы. Ну и пожалуйста! Есть еще одно дитя мрака. Нол уже нет Флетчера. И вот, войска тератов и галлюцинатов готовы двинуться в бой. Жаль, но предводителям армий придется одолеть немало сюжетных поворотов на пути к развязке. А ведь не сказано ни слова об Эфемеридах, а тем паче, о Гиад Уроборос. А есть еще Синклит и Тринити. Ха, величайшие маги этого мира были убиты в том месте, где вперые была взорвана атомная бомба. И так повсюду. В этой книге. Баркер, по сути, иллюстратор. Если у Кинга сюжет является продолжением идеи, ее прямым развитием, то у Баркера это причудливая оболочка, призванная доказать читателю, что идея заслуживает внимания. В результате все это мельтешенье утомляет и отвлекает от сути происходящего. Но надо признать, что в шелухе сюжетных излишеств ярче ощущается возвращение к главному. Таков и финал "Явления тайны":
"Они стояли на краю озера, но, конечно же, это был не Мичиган. Это была Субстанция. Мысль ою этом вызывала боль. Так болит живая душа, когда ее коснется тихий шепот моря снов. Но у них, которые видели это море наяву и знали, что оно реально, как ничто другое, боль была резче и острее.
До рассвета оставалось уже недолго, и с первыми лучами солнца они отправились спать. Но пока свет не рассеял чары воображения, они стояли в темноте и ждали, со страхом и с надеждой, что то, другое море позовет их на свои берега."