Дерзкий канализатор культуры.
Для этого писателя не нужно долго подбирать определение. Скандальный. Такова его жизнь и творчество. Диссиденствующий порнограф - можно называть его и так. Но я читаю книги не для того, чтобы поохать над боевыми шрамами их создателей или насладиться видом хорошо пропечатанного матерного слова. Должно быть нечто большее.
У Ерофеева, по крайней мере, есть большое. Взять два романа: "Русская красавица" и "Страшный суд". Второй роман вполне можно было бы назвать "Русский красавец" - при всем различии постмодернистских приемов, в целом произведения очень похожи. Для Ерофеева в крупной форме ХАРАКТЕРНА сексуальная озабоченность судьбой России. Мистика, мессианство, безнадежность, грязь, жизнь в трясине - блюдо готово для читателя. И вся эта петрушка всплывает наверх. Впрочем, даже не для читателя - для любителя.Поймите, романы совсем не плохи, просто они выделяются в литературной среде такими гранями и срезами, что йной читатель плюнет, пожалуй, и обратится к чему-нибудь почище и попривычней.
Хорошо, если он при этом успеет прочесть рассказы Ерофеева, не сломавшись на таких патологически-болезненных вещах, как, скажем, "Ватки" или "Жизнь с идиотом". Получит он тогда удовольствие личного знакомства с мрачной чередой героев, чуть-чуть выскакивающих из абсурдности нашей жизни в совершенную уже дикость, с вывертами бытия и сознания. Добродушные палачи, стихийные философы, маньяки, даже один икроман - станут носителями мировой скорби почище Гамлета.
Рассказ "Отщепенец" показывает довольно своеобразное отношение автора к русской литературе. Зато в его эссе он относится к ней с должным уважением. Ранние работы, кстати, написанны именно в том "академическом" стиле, который Ерофеев затем отвергает. Он пишет о Гоголе, Достоевском, Чехове, Толстом; о Виане, Прусте, Камю, Набокове, Сартре. Заявляет, что советская литература умерла и приветствует постмодернизм. Возмущается аморальностью "русских заветных сказов" и "моральностью" гуманистической литературы. Интересуется развитием баллады и комиксов. Любит употреблять слова "онтологический" и "коннотации". Красиво, но бесполезно. Говорит на общие темы. Смею уверить, в высшей степени удачно и интересно. Отрада эрудита.о