ВИКТОР ПЕЛЕВИН Жизнь насекомых. ВАГРИУС, 1997, 352с., переплет, 16000 руб.
Любители приколов, психоделических наворотов и других подобных радостей, прочтите Пелевина, Вам понравится: он высмеял время и коммунистического позавчера, и перестроечного вчера, и рыночного сегодня. Но это "смех сквозь невидимые миру слезы". Автор близок к традиции русской мистической сатиры, к гоголевскому юмору.
Акцент в литературе конца XX века сместился с обширного повествования, наполненного событиями, через которые постепенно вырисовывется портрет героя, на повествование бедное передвижениями персонажей во внешнем мире и построенное на внутренних перерождениях, монологах, локальных душевных катаклизмах.
"Мне вдруг стало противно от мысли, что я сижу в этой маленькой заплеванной каморке, где пахнет помойкой, противно от того, что я только что пил из грязного стакана портвейн, от того, что вся огромная страна, где я живу, - это много-много таких маленьких заплеванных каморок, где воняет помойкой и только что кончили пить портвейн, а самое главное, обидно от того, что именно в этих вонючих чуланчиках и горят те бесчисленные разноцветные огни, от которых у меня по вечерам захватывает дух, когда судьба проносит меня мимо какого-нибудь высоко расположенного над вечерней столицей окна".
Пелевин описывает маленькие, никому не заметные жизни. Такие же далекие и незначительные для окружающих, как жизнь насекомых. Герои Пелевина, в какие бы фантастические условия ни ставил их автор, постоянно ищут ответы на риторические вопросы: "Кто я? Зачем живу? В чем истина?" Философские размышления и нечаянные откровения происходят на фоне необыкновенных событий. Читатель вместе с персонажами Пелевина попадает то в советское прекрасное далеко, как в романе "Чапаев и Пустота", то в современную провинцию, как в романе "Жизнь насекомых".
Герои романа "Чапаев и Пустота" - исторические личности, знакомые нам с детства, предстают перед читателями совершенно непредсказуемыми: Чапаев - в образе буддиста и пророка, Анка - литературной дамой Серебряного века, Котовский - кокаинистом и философом, а главный герой - Петька - похож на персонажей Достоевского, которые постоянно ищут, страдают и сомневаются.
Одним словом, к середине повествования читатель оказывается в темном лесу и без фонарика. Но в лесу этом не страшно, наоборот, дышится легко, пахнет костром и задушевной беседой. Если сочинения Пелевина сюрреалистичны (как утверждают многие критики), то это теплый, домашний сюрреализм, а не тот далекий и холодный, что на полотнах Дали и в произведениях Жан-Поль Сартра.
Ирония и сарказм, пропитавшие прозу Пелевина, - только оболочка, куколка, из которой по прочтениии появляется грустная бабочка. Эта грусть возникает от убогости внешней жизни, построенной на непонятно кем придуманных идиотских правилах и схемах, сдавленной скупыми идеалами киношных и телевизионных героев. Это грусть из-за потери главного - тихого поэтического настроения, в котором жили и творили поэты Древнего Китая и Японии.
Автор исполнен нежной жалости к ностальгически-несбыточному бреду и полуснам своих героев: "Как будто раньше было в жизни что-то удивительно простое и самое главное, а потом исчезло, и только тогда стало понятно, что оно было. И оказалось, что абсолютно все, чего хотелось когда-то раньше, имело смысл только потому, что было это самое главное. А без него уж ничего не нужно. И даже сказать про это нельзя. Ты знаешь, до какого огня я действительно хотел бы долететь? Было такое стихотворение, вот послушай: "Не жизнь жаль с томительным дыханьем, что жизнь и смерть? А жаль того огня, что просиял над целым мирозданьем, и в ночь идет, и плачет, уходя..." ( Разговор двух мотыльков в "Жизни насекомых" ).
Произведения Виктора Пелевина будто сотканы из ряда кинематографических эпизодов, каждый из которых мог бы послужить сценарием для отдельного фильма.Забавные сцены с современными героями кино и телеэкрана ( Шварценеггер и Просто Мария ), использование модных словечек, сленга, упоминание Горбачева и Ельцина, атрибутов советского времени, перестройки, - все это привязывает сочинени Пелевина к нашему времени. Многое из того, что вызывает сегодня улыбку или грусть, через пару десятков лет может стать вообще непонятным без примечания.
Но тонкий лиризм вместе с необыкновенно точным ощущением времени, в котором живет автор и его герои, несомненно, ставят Пелевина в один ряд с великими русскими сатириками-мистификаторами: Гоголем, Булгаковым, Платоновым, Мамлеевым.
Все комментарии присылайте на info@kvest.com
P.S. Мне, Владимиру Чаплинскому, книга "Чапаев и пустота" понравилась, а "Жизнь насекомых" -- нет.
"Чапаев и пустота" -- PELEVV01.ZIP
"Жизнь насекомых" -- PELEVV03.ZIP