Смирнов Илья . Прекрасный дилетант: Борис Гребенщиков в новейшей истории России
Соколова Н. А. . Убийство царской семьи. Из записок судебного следователя
 
 
список русских произведений
список не русских произведений
 
Возврат к списку произведений
Соколов Борис
Три жизни Михаила Любви

Жанр: Прочее

БОРИС СОКОЛОВ ТРИ ЖИЗНИ МИХАИЛА ЛЮБВИ Эллис Лак, 1997, 432c. переплет, 25600 руб.

Известный исследователь творчества Булгакова, автор "Булгаковской энциклопедии", Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН сделал попытку по-новому осветить непростой жизненный и творческий путь М.А.Булгапкова. Он раскрывает тайны таких шедевров, как: "Мастер и Маргарита", "Бег", "Дни Турбиных", "Мольер", - широкую эрудицию писателя, прекрасное знание им истории христианской философии и мистической литературы. Соколов также рассматривает отражение в булгаковских произведениях современной ему жизни, ряд реальных прототипов его героев, в том числе и некоторых известных политических деятелей, рассказывает о сложных взаимоотношениях Булгакова с властью.

Из всех писателей 20-х - 30-х годов нашего века Михаил Булгаков является наиболее известным. Это происходит не столько благодаря биографии, из которой вспоминают обычно его письма Сталину и единственный телефонный разговор с тираном, сколько благодаря гениальным произведениям, главное из которых - "Мастер и Маргарита". Каждому следующему поколению читателей открываются новые грани романа. Вспомним хотя бы "осетрину второй свежести", и придет на ум печальная мысль, что вечно в России все второй свежести, все, кроме литературы. Булгаков это как раз блестяще и доказал. А вот "Дни Турбиных", "Бег", "Мольер", "Александр Пушкин" отходят на второй план, чтобы, быть может через десятилетия, сверкнуть алмазом в чьей-то незаурядной постановке подобно тому, как пробудился интерес к "Белой гвардии", к мыслям писателя о судьбах России и русской интеллигенции ставшим актуальными после краха коммунистического режима в СССР и в свете переживаемого Россией смутного времени. Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом загадка. Неясны его политические взгляды, отношение к религии, эстетическая программа. Литературно-критических статей, за редкими исключениями, он не писал, в письмах о политике и эстетике ничего не говорил, позднейшие воспоминания современников создавались с оглядкой на цензуру; осторожна и вдова писателя Елена Сергеевна Булгакова в своих дневниках. Правда, чудом уцелел сожженный, но возродившийся, как феникс из пепла, булгаковский дневник 20-х годов, и главное - его произведения, в которых писатель за свою короткую жизнь успел выразить себя до конца, до самого дна души, точно под взглядом всевидящего и всезнающего Воланда.

Можно сказать, что Булгаков прожил три жизни. До 1919 года Михаил Афанасьевич - врач, только изредка пробующий себя в литературе. В 20-е годы он уже профессиональный писатель и драматург, зарабатывающий на жизнь литературным трудом и осененный громкой, но скандальной славой "Дней Турбиных". Наконец, в 30-е годы Булгаков - театральный служащий, поскольку существовать на публикации прозы и постановки пьес уже не может - не дают. В это десятилетие он пишет "в стол", без расчета на немедленную публикацию и создает нетленный шедевр - "Мастера и Маргариту". Будто три разных человека жили. А ведь один и тот же, только вынужденный по-разному приспосабливаться к жизненным обстоятельствам, по-разному выражать свою творческую сущность.

Все комментарии присылайте на info@kvest.com




Автор info@kvest.com (адрес: http:/www.kvest.com/retsens/ )
 
Поиск на WWW страницах:
 
 
Сайт создан в системе uCoz