Буркин Ю., Лукьяненко С. . Царь, царевич, король, королевич...
Бушков Александр . Великолепные гепарды
 
 
список русских произведений
список не русских произведений
 
Возврат к списку произведений
Буркин Юлий
Бабочка и Василиск

Жанр: Фантастика

Юлий БУРКИН. Бабочка и Василиск. / Предисл. А.Кубатиева; Худ. С.Алексеев.-- Алматы: Экспресс-книга, 1994 (Б-ка журна- ла "Миры").-- ISBN 5-7239-0003-X.-- 416 с., ил.; 5100 э.; ТП; 84х108/32.

Юлий БУРКИН. LP "Vanessa io". / Худ. С.Алексеев.-- Запись 1992; выпуск 1994. -- R90 01961.

Дебютный сборник томича Юлия Буркина вызывает немедлен- ный интерес уже хотя бы тем, что выпущен "един в двух лицах": одно лицо -- книга повестей, другое -- аудиодиск с песнями того же автора, написанными по мотивам или по ассо- циации с вошедшими в книгу произведениями. Поразительно уже то, что проект этот удалось воплотить в нечто материальное -- дело, по нашим временам, неслыханное. Несомненно, обозрение сего книжно-пластиночного "януса" следует начать с книги. В сборник, получивший название "Бабочка и Василиск", вошли повести и рассказы, публиковавшиеся доселе в разнооб- разных НФ-журналах -- "Молодежь и фантастика" (Днепропет- ровск), "Парус" и "Фантакрим-MEGA" (Минск), а также в мес- тных и региональных газетах и книжных антологиях. Авторская книга Буркина дает возможность окинуть взглядом весь корпус его самых значительных работ. И надо сказать, что "Буркин в целом" разительно отличается от "Буркина в частности". Во-первых, по сборнику ясно видно, что Юлий Буркин пишет ни что иное, как "horror". Фантастику ужасов. Возможно, та- кое заключение удивит его самого. И -- тем не менее. Безус- ловно, в его повестях нет дышащей спорами плесени готики, нет в них и монстров-переростков, самозабвенно топчущих пен- сионеров и трудовую интеллигенцию. Скорее, это хоррор в ду- хе Кинга или Кунца: современные страшные истории, круто за- мешанные на НФ или фэнтези. Сравнение, как вы понимаете, достаточно условное: Кинг и Кунц пишут бестселлеры; Буркин же вряд ли рассчитывает на то, что книга принесет ему большой доход. Его цель предельно традиционна для россий- ской фантастики: осмысление современности, поиски места в нем для человека вообще и конкретного человека в частности. При этом следует учесть, что даты написания вошедших в сбор- ник повестей, большей частью, толпятся между 1989 и 1992 го- дами... следовательно, читатель должен быть готов к тому, что Буркин покажется ему несовременным. Увы. Итак, приступим к собственно публикациям. "Королева полтергейста" -- история девушки, случайно об- ретшей способность делать себя невидимой для каких-то кон- кретных людей. Делается это путем телепатического удара по сознанию реципиента -- приблизительно так же в "Воспламеняю- щей взглядом" действовал дар папочки главной героини. Деви- ца-невидимка вляпывается в неприятную историю и начинает ра- ботать на местную банду. Ее предают, она начинает мстить. Мщение сверхчеловека -- давняя и хорошо разработанная в ком- мерческой литературе тема. Вторая повесть -- "Бабочка и Василиск" -- о том, как че- ловек, предавший спасшего его друга, был наказан за преда- тельство и как он это предательство искупил. Страшная ска- зочка со значительными элеменами фэнтези. Весьма и весьма красивая... Нечто одновременно и старое, и новое на нашем небосклоне -- повесть "Рок-н-ролл мертв". Чисто "хорроровые" заморочки (ожившие трупы-зомби) на современном фоне. Фон: популярная группа тяжелого рока дома и на гастролях. Рассказу "Автобиография" вполне соответствует его подза- головок ("Сказочка"). Притчеобразная баллада с сильным сати- рическим и философским зарядом. Единственная вещь, заметно выбивающаяся из сборника. Повесть "Командировочка" -- социальная фантастика ужасов. Никаких мумбо-юмбо -- ситуация, в которую попадают герои, страшна сама по себе: их ни за что ни про что сажают за ко- лючую проволоку и стараются как можно беспощаднее притес- нять -- но без членовредительства. Для чего? Чтобы разозли- лись как следует и родили каждый по концептуальному прорыву. Повесть "Ежики в ночи" -- еще одна заморочистая вещь, трактующая о зарождении и развитии надчеловеческого созна- ния, осуществленного с помощью машины. Осуществленное созна- ние получается, само собой, гнусным и пакостным, что и при- водит к ряду детективно-хорроровых закруток. И последняя повесть -- "Вика в электрическом мире". Роль мумбо-юмбо здесь играет экстрасенсорика -- не банальное яс- новидение, которым может похвастаться даже герой "Мертвой зоны" уже поминавшегося Кинга. Бур-Кинг изображает в этой вещи профессионала-экстрасенса, способного подселяться в чу- жие разумы (читали ли вы "Нехорошее место" Кунца?), толко- вать по душам с иными мирами и создавать своих матрикатов. Талантливый мужик, которого губят непомерные амбиции. Достоинства перечисленных работ Буркина несомненны: он строит достаточно глубокие характеры, умеет при случае пофи- лософствовать, любит устраивать своим героям погони со стрельбой и без нее. В таких местах автор обычно увлекается и читать его становится на редкость интересно. Несомненно, он способен писать нестандартным языком -- к сожалению, за- метно это, в основном, в сказочке "Автобиография", -- не чужд ему и юмор (оцените, например: "Государственность дол- жна быть безопасной" -- с.193).

Дальше можно прочитать по адресу http://nmsf.sscc.ru/book.asp?gr=81&au=668&bo=9093

banner




Автор Сергей Бережной (адрес: mailto:barros@tf.ru )
 
Поиск на WWW страницах:
 
 
Сайт создан в системе uCoz